AngloLex.org

Заключение брака с умершим лицом

Традиционно считается, что сногсшибательные юридические новости приходят к нам, главным образом, из Соединенных Штатов, где местные законодатели и суды поднаторели в установлении необычных для нас правовых норм и принятии феерических решений, в меньшей степени из Великобритании как праматери всех юрисдикций, обосновывающих нормотворчество не отвлеченным теоретизированием, а конкретными житейскими ситуациями, глупости и абсурда в которых бывает в достатке, а также из экзотических для нас юрисдикций, до сих пор больше полагающихся на местный обычай, нежели на письменное законодательство.

Но вот вам новость из Франции, страны, воспринимаемой нами, наряду с Германией и Нидерландами, в качестве государства рафинированной цивилистики, образца ортодоксального гражданского законодательства. Новость не вполне отвечает тематике сайта, но пройти мимо нее я не смог.

Гражданский кодекс Франции в исключительных обстоятельствах и с разрешения Президента Республики допускает посмертый брак, т.е. заключение брачного союза или, если угодно, брачной сделки с участием в качестве одного из супругов уже умершего лица. Используемое английское выражение - posthumous marriage

В данном случае речь идет о заключении посмертного брака между участниками гражданского партнерства Ксавье Югелем (Xavier Jugele) и Этьеном Кардилем (Etienne Cardiles), первый из которых - Ксавье - стал жертвой апрельской террористической атаки в Париже.

Заключение брака с умершим лицом допускается только с целью завершения, финализации уже начатой процедуры бракосочетания, и при условии, что существуют неоспоримые доказательства свободно выраженного умершим лицом намерения сочетаться браком.

Например, таким доказательством, являющимся одновременно началом процедуры юридического оформления бракосочетания, рассматривается официальное объявление пары о намерении вступить в брак, сделанное ими в муниципалитете в присутствии уполномоченных чиновников и свидетелей со стороны каждого из партнеров.

В случае с Ксавье, как жертвой террористической атаки, разрешение на заключение посмертного брака было призвано подчеркнуть ту скорбь и сожаление, которое нация испытывает по отношению к безвинно погибшим людям. Франция отдала дань уважения жертве атаки и посчитала возможным смягчить жестокость и несправедливость судьбы, не позволившей Ксавье и его партнеру довершить задуманное и получить брачный сертификат.

В этом смысле посмертный брак нравственно и эмоционально стоит в одном ряду с посмертным награждением.

Имеет, однако, посмертный брак и совершенно очевидные юридические и экономические последствия.

Благодаря посмертному браку, совместное имущество бывших сожителей становится их общим семейным имуществом, а оставшийся в живых супруг-партнер приобретает статус наследника первой очереди по отношению к своему покойному мужу (или жене).

Вряд ли именно меркантильные соображения сподвигли Этьена на обращение к Президенту Франции с просьбой дать согласие на заключение брака с погибшим Ксавье, но не принимать их вовсе в расчет не стоит.

©    Дробышев Павел     ©     Paul Drobyshev