AngloLex.org

Анорексия как признак частичной недееспособности

Тяжелая форма анорексии может являться явным свидетельством расстройства психики человека, что, в свою очередь, расценивается как основание признания судом такого больного частично недееспособным лицом.

Случившее в 2012 году в юридической жизни Великобритании событие уже трудно назвать актуальной новостью, но для российских юристов информация о нем может представлять значительный интерес, поскольку тема гражданской дееспособности, признаков ее полного или частичного отсутствия редко становится объектом внимания в отечественной юридической литературе.

В июне 2012 года свет увидело важное прецедентное решение Высокого суда Англии и Уэльса (The High Court), в соответствии с которым женщина, страдающая экстремально тяжелой формой анорексии подлежала принудительному кормлению вне зависимости от ее воли и с целью сохранения ее жизни.

Основанием для начала разбирательства послужило заявление местных властей (не родственников - !) об угрозе жизни некоей E., которую она создает для себя в результате исключительно жесткого голодания.

Принимая решение о принудительном кормлении, суд мотивировал его выводом о том, что настолько тяжелая форма анорексии означает неспособность женщины самостоятельно принять решение о поддержании собственной жизни, не говоря уже о здоровье, т.е. женщина является недееспособной в том, что касается вопросов организации собственного питания.

Суд отмел любые возможные аргументы по поводу недопустимости вмешательства в частную жизнь и личную неприкосновенность Е., указав, что, сравнивая объективно эту неприкосновенность и необходимость безотлагательного принятия мер к сохранению жизни Е., суд однозначно высказывается в пользу последнего. Необходимость спасти жизнь человека не могут перевешивать никакие аргументы.

32-летняя Е., кстати говоря, бывшая в свое время студенткой медицинского института, полностью отказалась от принятия пищи и ограничила своей ежедневный рацион небольшим количеством воды. Родственники поместили Е. в госпиталь, полагая, что ей нужно предоставить право умереть (!) в комфортных условиях постоянного врачебного присмотра, аналогичного присмотру за неизлечимо больными пациентами, и если бы не заявление от муниципалитета, то Е., как установил суд, уже покоилась бы на кладбище.

Свою программу борьбы с лишним весом Е. начала реализовывать с 11-летнего (!) возраста.

Суд согласился с тем, что принудительное кормление не поможет преодолеть те тяжелые заболевания, которые уже приобрела Е. вследствие отказа от пищи, и ее дальнейшее существование не будет простым. Скорее всего, Е. останется инвалидом, и не факт, что захочет жить дальше. Тем не менее, и это естественно, суд не мог принять никакого иного решения, кроме решения в пользу сохранения жизни, положив в обоснование такого решения доктрину частичной гражданской недееспособности.

В качестве послесловия можно сказать, что тема анорексии вообще достаточно часто из мира гламурных новостей, статей в желтой прессе и в журналах по психиатрии перемещается в область судебных репортажей. Причем, обращает на себя внимание разница подходов к трактовке психического существа и юридических последствий анорексии органами правосудия различных государств англоязычного мира.

Почти аналогичная описанной история случилась в 2016 году в США в штате Нью-Джерси.

Некая А.Г., боролась с лишним весом большую часть своей не слишком долгой жизни. В результате, к 29 годам ее вес составлял около тридцати килограммов, а состояние костей, по мнению медиков, соответствовало возрасту 90-летней старухи. На почве борьбы с лишним весом женщина была госпитализирована в психиатрическую лечебницу, откуда сбежала.

По заявлению социальной службы местный суд назначил женщине опекуна для решения ее медицинских проблем и юридического поверенного для представления ее интересов в суде и в бюрократических инстанциях. Также суд принял решение о принудительном кормлении больной.

Процедуры принудительного кормления протекали крайне неудачно. Больная активно сопротивлялась, что, учитывая ее физическое состояние, было чревато травмами и создавало реальную угрозу жизни.

В результате последовавшего вновь судебного разбирательства суд вышестоящей инстанции, несмотря на наличие нескольких медицинских заключений о расстройстве психики больной, установил, что больная вполне способна самостоятельно определиться относительно режима своего питания и отменил решение о назначении принудительного кормления. В наилучших интересах больной будет являться помещение ее под режим щадящего лечения и постоянного медицинского присмотра, решил суд. Социальная служба штата и заместитель генерального прокурора протестовали против принятия такого решения, заявляя, что суд, таким образом, предложил больной свести счеты с жизнью, поскольку она не намерена отказываться от жесткого голодания, а самостоятельно принимать пищу ее организм уже не способен. Этот довод не был принят во внимание судом.

В связи с принятым решением американское судебное законодательство и теория права обогатились понятием "права голодать" - "a right to starve", как одной из составляющих права человека на личную жизнь и физическую неприкосновенность.


По мнению общественности, анорексия является прямым следствием искажения современных представлений о стандартах женской красоты, которые навязывают публике средства массовой информации, изготовители одежды, препаратов для похудения, боссы индустрии фитнеса, дипломированные и самозванные диетологи. Похудение - это огромный бизнес, эксплуатирующий психическую неуравновешенность человека и желание выглядеть лучше даже ценой собственного здоровья.

Спортивное телосложение и худоба очень часто сегодня являются условиями принятия на работу и карьерного роста в сферах занятости даже предельно далеких от мира моды и спорта.

Британское Управление рекламных стандартов - Advertaising Standarts Authority (ASA) - регулярно получает жалобы потребителей на размещаемую предпринимателями рекламу с изображением женских фигур, пропорции тел которых бесконечно далеки ото всяких реальностей, выполнены с помощью компьютерной графики и не имеют ничего общего ни с одной женщиной в мире.

И если вчера от этих жалоб можно было отмахнуться, то сегодня все чаще и чаще звучит жесткое и опасное для западных рекламщиков и торговцев обвинение в социальной безответственности, что негативно расценивается потребителями, кредиторами и инвесторами.

С материалами на эту тему любой желающий может ознакомиться на сайте британского национального движения в защиту естественных стандартов человеческого тела - Be Real Campaign.

©    Дробышев Павел     ©     Paul Drobyshev