AngloLex.org

Регистрация торговых марок, одноименных
географическим названиям природных объектов

В Англии Сибири, конечно, нет. Как нет ее и в Шотландии. Но есть много других привлекательных природных объектов, ревностная охрана которых чиновниками и неравнодушными представителями общественности иногда складывается в неожиданные юридические новости.

Все мы знаем, что средствами индивидуализации производимых или реализуемых коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями товаров, работ или услуг могут являться товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. В последнем случае для признания исключительного права необходима четкая связь потребительских свойств товара, его внешнего вида и внутренних качеств с той местностью, географическое название которой включается в наименование места происхождения товара или является частью такого наименования.

Товарный знак можно зарегистрировать в отсутствие самого товара, так сказать, на будущее, "про запас". Место происхождения товара в отсутствие самого товара зарегистрировать нельзя, поскольку необходимо предъявить тот самый товар, свойства которого связаны с местом его производства, и доказать технологическую и коммерческую важность этой связи.

Национальное законодательство Великобритании об исключительных правах не знает разделения средств индивидуализации на товарные знаки и места происхождения товаров. Все это является торговыми марками (trade marks), и регистрировать такие марки можно, в том числе, и с использованием географических названий, однако, практика массовой регистрации подобных торговых марок с названием существующих географических природных объектов, а также административно-территориальных единиц (городов, поселков, отдельных живописных лужаек, красивых гор и прибрежных утесов, обладающих значительными экстетическими свойствами и ассоциирующихся с глубокими историческими традициями) ранее известна не была.

С другой стороны, Великобритания является членом Евросоюза, законодательству которого известно понятие защищаемого обозначения места происхождения товара (appellation of origin), которое является самостоятельным регистрируемым объектом исключительных прав. Отсутствие полной гармонии между еврозаконодательством и национальным законодательством вызывает дискуссию в каждом конкретном случае регистрации "географической торговой марки".

Утес Святого Килды

Вот, например, есть в Шотландии замечательный природный объект - утес Святого Килды (St. Kilda), изображенный на этой фотографии. Не сам утес, конечно, но его географическое название теперь является торговой маркой, которую зарегистрировала шотландская организация по охране природных объектов и культурно-исторических ценностей The National Trust for Scotland. Теперь каждый, кто решит без соглашения с этим трастом использовать в своей деятельности или для своих товаров словосочетание "Святой Килда" или любые его производные, столкнется с иском правообладателя о нарушении его исключительных прав на данное географическое название.

Помимо "Святого Килды" теперь торговыми марками являются Гленко (Glencoe - исключительно живописная местность шотландского нагорья), Каллоден (Culloden - поле, на котором в 1746 году разыгралась битва между сторонниками независимости Шотландии - якобитами, отстаивавшими династические права представителей династии Стюартов, и "ганноверцами", т.е. правительственной армией, защищавшей права на корону Ганноверской династии, счастливо правящей в Великобритании и по сей день, но патриотично изменившей свое самоназвание на Виндзоров), еще несколько исторически примечательных мест.

Больше того, в качестве торговой марки шотландский природоохранный траст зарегистрировал за собой не только географические названия, но даже название самого известного в истории Шотландии сражения - битвы при Баннокберне (Battle of Bannockburn). Как если бы в нашей стране кто-либо стал правообладетелм на словосочетание "Бородинская битва" или "Ледовое побоище".

Конечно, аргументы в пользу такой регистрации шотландский траст выдвигает самые праведные. Во-первых, это защита чести и достоинства шотландцев, если кто-то решит выпускать товары с использованием на их этикетах названий и образов святых для каждого шотландца мест. Товары могут оказаться отвратительного качества, что бросит тень на всю Шотландию. Во-вторых, это деньги на поддержание всех этих мест в достойном состоянии, которые можно будет собирать за использование названий рек, гор и лугов в наименованиях товаров. Здесь, правда, не очень понятно, как следует поддерживать в хорошем состоянии утес Святого Килды, мыть его, что ли? Наконец, это поддержка местных производителей. Им права на использование зарегистрированных товарных марок будут предоставляться бесплатно. Этот аргумент также звучит странно, поскольку местные производители и так могли бесплатно называть произведенные ими продукты в честь всех тех природных объектов, названия которых теперь стали частной собственностью.

В действительности резон в регистрации исторических названий природных и географических объектов в качестве торговых марок существует только один - зафиксировать исключительность использования всех этих названий именно за Шотландией и шотландцами.

Поскольку законодательству Великобритании не известно понятие места происхождения товара, географическое название в качестве торговой марки может зарегистрировать за собой кто угодно. Например, житель Лондона может начать выпускать конфеты "Эдинбуржечка" или крепкий напиток "Моя Шотландия", и при этом не иметь никакой связи с Шотландией, ни личной, ни коммерческой, ни производственно-технологической.

Другой резон - предупредить недобросовестность тех лиц, которые в интернете называются киберсквоттерами, т.е. вымогателями, регистрирующими на свое имя в качестве доменных имен названия популярных товаров, известных компаний, примелькавшихся коммерческих обозначений, и предлагающими затем выкупить их нерасторопным коммерсантам.

Правда, самой регистрацией географических названий шотландцы сами указали путь потенциальным недобросовестным правообладателям. Раньше никто из них не задумывался о наличии такой бизнес-возможности, но теперь шлюз открыт, и название любого ручья может стать торговой маркой, которую можно предложить к покупке тем местным жителям, которые наивно думали, что в честь своего ручья могут бесплатно называть свои рукодельные сыры, пиво и крендели.

Мне не кажется удачной идея регистрации в качестве торговых марок существующих и широко используемых географических названий природных и культурно-исторических объектов, тем более, событий, как, например, в случае с торговой маркой "Битва при Баннокберне". Это немедленно породит спор относительно границ дозволенности использования всех этих названий без разрешения правообладателя. Ведь географические названия были зарегистрированы не по конкретным товарным позициям, видам работ или услуг, но просто как словесные образы. Если на сумке или свитере будет воспроизведены слова "Святой Килда", будет ли это означать нарушение исключительных прав правообладателя? Сможет ли производитель подобного товара утверждать, что он имел в виду не утес "Святого Килды", а непосредственно самого святого, память которого почитает с особенным пиететом?

Судебная практика по спорам в связи с неправомерным использованием "географических" торговых марок пока отсутствует, но как только она появится, будет очень интересно узнать позицию суда по столь непростому вопросу.

©    Дробышев Павел     ©     Paul Drobyshev