AngloLex.org

Содержание родителями взрослых детей-тунеядцев

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспосодных детей в той мере, в которой дети нуждаются в содержании, а родители в состоянии исполнять свои алиментные обязанности. Это общее для всех развитых правопорядков правило.

Обязаны ли родители содержать своих трудоспособных совершеннолетних детей?

Моральные обязательства, конечно, присутствуют. Каждый из нас может вспомнить значительное количество случаев, когда родители вынуждены материально помогать или даже полностью содержать своих вполне трудоспособных детей, которым либо не повезло с карьерой, либо по иным причинам личные доходы которых столь малы, что без родительской помощи им не обойтись, будучи уже даже во вполне солидном возрасте.

В Великобритании, например, для описания таких случаев даже существует особое понятие "мама-папа банк". По официальной британской статистике около 35 процентов детей, уже закончивших свое образование, вынуждены жить с родителями под одной крышей, поскольку не в состоянии либо обзавестись собственным жильем, либо вообще прокормить себя.

Так или иначе, но наличие моральных семейных обязанностей родителей перед детьми, которым не повезло в жизни, сомнений не вызывает. Но имеется ли у родителей юридическая обязанность содержать своих вполне трудоспособных совершеннолетних детей?

Новость пришла из Италии, хотя могла бы придти из любой другой европейской страны в связи с универсальностью проблемы.

Уставший от тунеядства родной 26-летней дочери, отец прекратил предоставлять ей средства на содержание. Дочь возмутилась и подала исковое заявление в суд, требуя обязать родителя продолжать кормить ее и поить.

Шесть лет дочь просидела в университете, но так и не получила диплома. Отец поставил дочери условие: или ты нормально учишься и я тебя кормлю, или ты идешь работать. Ни того, ни другого дочь не сделала. Отец выпроводил ее из дома, предложив устраиваться в этой жизни самостоятельно. Дочь сняла жилье, но ее счета за аренду продолжал оплачивать отец. В конце концов ему это все окончательно надоело, и он прекратил предоставлять дочери какие-либо деньги.

В своем иске дочь просила суд обязать отца выплачивать ей ежемесячно 2 577 евро, из которых 400 евро должны составлять ее карманные расходы. Также дочь просила суд обязать отца ежегодно предоставлять ей дополнительно 1000 евро на проведение летнего отпуска.

Суд городка Порденон на севере Италии (Pordenone) принял по иску дочери решение о том, что отец обязан продолжить материальное содержание своей дочери. Отец, кстати, человек предпенсионного 59-летнего возраста, заявил, что благодаря такому судебному решению не только его дочь, но и огромное количество других подобных деток вздохнут с облегчением: им можно ничего не делать и дальше.

В обоснование своего решения суд положил довод о том, что состоявшийся в свое время развод супругов причинил дочери психологическую травму, мешающую ей нормально учиться. В связи с этой травмой учеба дочери займет гораздо больше времени, чем у других молодых людей.

Отец подал апелляционную жалобу, но проиграл и ее. Суд апелляционной инстанции оставил решение нижестоящего суда в силе, вновь указав, что особые психологические условия (т.е. развод родителей) привели к тому, что 26-летняя дама еще не повзрослела, а потому, хотя и являясь совершеннолетним трудоспособным человеком, нуждается в дальнейшей материальной поддержке. Апелляционный суд, однако, уменьшил размер содержания дочери, постановив, что отец должен оплачивать аренду ее жилья в размере 240 евро в месяц, выдавать дочери 350 евро в месяц на карманные расходы, а также ежегодно предоставлять 1 800 евро для оплаты обучения дочери в колледже.

Будем справедливы, не зная всех конкретных обстоятельств дела, невозможно оценивать принятые итальянскими судами решения. Разводы являются сегодня обычным делом, но в данном случае развод родителей действительно мог нанести девочке тяжелую психологическую травму, затормозить ее взросление. Мы не знаем, до какой степени взрослая дочь была намеренной бездельницей, и какие аргументы она привела в суде в поддержку своего иска.

Новость интересна не своими подробностями, а выводом о том, что даже в отсутствие законодательно установленного требования об исполнении родителями алиментных обязанностей в отношении совершеннолетних трудоспособных детей, суд может признать наличие таких обязанностей, исходя из конкретной ситуации, оценив психическое и физическое состояние взрослого ребенка, приняв во внимание иные обстоятельства. Особенно интересно то, что в данном случае речь не идет о признании совершеннолетнего ребенка нетрудоспоспособным и на этом основании о присуждении ему алиментов, но о том, что некоторые обстоятельства его жизни могут рассматриваться как задерживающие его взросление. Например, апелляционный суд обязал отца оплачивать учебу дочери в колледже. Но там 26-летняя дама будет сидеть за одной партой с 16-летними мальчиками и девочками, и все понимают драматическую комичность такой ситуации. Значит, у суда действительно были какие-то веские основания решить, что молодая женщина, не будучи инвалидом, затормозилась в своем взрослении.

Поскольку проблема нигде не работающих и сидящих круглосуточно дома у компьютеров взрослых детей в Италии весьма остра, решение суда вызвало общенациональную дискуссию о допустимости установления алиментных обязанностей родителей в отношении их взрослых, полностью трудоспособных, но бездельничающих детей.

Согласно официальной статистике 66 (!) процентов молодых итальянцев в возрасте от 18 до 34 лет живут вместе со своими родителями. Основной причиной этого является вовсе не прочность семейных уз и исключительная любовь молодых к старым, а банальное отсутствие достаточных средств к самостоятельному существованию.

Также согласно официальной статистике 24 процента (четверть!) итальянцев в возрасте до 30 лет нигде не работают и не учатся, и этот показатель доли бездельничающего молодого поколения является самым высоким в Европе.


©    Дробышев Павел     ©     Paul Drobyshev